Как Стив Джобс обошел Гугл
Главная > Статьи > iOS: iPhone и iPad

22.11.2013 Как Стив Джобс обошел Гугл

#

Однажды Стив Джобс придумал, как раз и навсегда показать миру, кто в технологиях хозяин. И создал iPad.

О том, что компания Apple собирается представить публике планшетный компьютер, догадывались, может быть, и многие, но знали наверняка - единицы. Ведь семь лет назад Стив Джобс заявил газете The Wall Street Journal буквально следующее: «Выходит так, что люди не могут жить без клавиатуры… Мы посмотрели на планшет и поняли, что он не взлетит». Каков мистификатор!

С большой вероятностью Джобс действительно считал именно так, но по какой-то причине в корне изменил свое мнение. Что же заставило такого человека, как Стив Джобс, пойти наперекор публично сделанному заявлению? Попробуем разобраться.

Джобс решил пробурить скважину и достать оттуда золотой слиток. Для сравнения – корпорация Google пошла по пути захвата территорий и решила собирать по крупицам с огромных владений. Энди Рубин, который тогда руководил разработкой Android, хотел распространить свою платформу на как можно большее количество устройств; как Билл Гейтс со своей Windows, Рубин не выделял среди своих продуктов хиты, пока было заметно, что популярность платформы растет.

Для Джобса заставить стратегию Apple работать означало направить ее «вверх». Все подряд обвиняли его в том, что в случае с Android он наступает на те же грабли, как когда-то с Microsoft – делает свою платформу слишком жесткой. И теперь - еще более жесткой. Так, с 2010 года при сборке все большего количества устройств компании Apple начали использоваться специальные шурупы, которые невозможно раскрутить обычной отверткой, то есть в обход официального техцентра компании. При этом стратегией Android с самого начала была максимальная доступность программного обеспечения и технических составляющих.

Возможно, смартфонов на Android в мире, действительно больше, чем айфонов. Но если у человека есть телефон от Apple, то он с большой вероятностью также является счастливым обладателем компьютера от Apple, планшета от Apple, плеера от Apple – все эти девайсы работают на одной платформе, объединены облаком и онлайн-магазином, что позволяет экономить время и наслаждаться удобством синхронизации. Только человек такого полета, как Стив Джобс, мог взять такую высоту.

Вопрос о золотой середине

Первый iPad предстал перед публикой 27 января 2010 года. Стив Джобс вел презентацию так медленно, как будто собирает хитроумный паззл. Открыв слайд с фотографией айфона, он задал аудитории единственный, но сакраментальный вопрос: «Есть ли место для третьего девайса между телефоном и компьютером?»

И сам же дал на него очевидный тогда ответ: «Многие думают, что есть, и это место предназначено для нетбука. Но проблема в том, что у нетбука нет ни одного преимущества. Он медленный. У него плохой дисплей. Он тормозит и использует устаревшее ПО. Он ни на йоту не лучше ноутбука - просто дешевле».

Преимущественно ноутбук не используется для тех задач, под которые он изначально предназначен: работа с большими объемами текстов, создание презентаций, финансовая аналитика, таблицы. В основном, ноутбук используется для коммуникаций - небольшие заметки, почта, социальный сети, интернет-серфинг, чтение книг, просмотр кино, видеоигры и тому подобное. Джобс сказал, что всё это можно делать в айфоне, но сенсорная клавиатура и навигация в целом занимают слишком много места на и без того небольшом экране устройства. Ну и, конечно, аккумулятор – при активном использовании смартфона одного заряда хватает не дольше чем на световой день, и то пока он новый.

Миру нужно устройство, которое займет нишу между ноутбуком и смартфоном, совместит в себе самые необходимые функции обоих – будет «компактнее ноутбука, но удобнее смартфона», внушал на презентации Джобс. И после сознательно затянутой преамбулы, наконец, появился слайд с изображением айпада – ровно между айфоном и макбуком. «Нам кажется, у нас есть решение», - произнес Стив Джобс.

Айпад не был первым в мире планшетом, но как ему удалось стать хитом?

Многие сочли, что стали свидетелями очередной ошибки великого предпринимателя Джобса. Планшеты были самой дискредитированной категорией в мире электроники. Предприниматели пытались запустить их на рынок с момента появления первого персонального компьютера. Попыток было столько, что, казалось, все смирились с фактом – планшеты никому не нужны.

Алан Кей из Xerox PARC стал героем для многих гиков благодаря публикации в 1968 году описания устройства Dynabook, а в 1972-м вышла его статья «Персональный компьютер для детей всех возрастов». Apple в 1983 создала прототип устройства под названием Bashful, которое никогда не было создано. Первый планшет, который поступил в продажу, создал во второй половине 90-х Джефф Хоукинс – предприниматель от компании PalmPilot- это был GRiDPad в 1989 году. Следующим реальным устройством из этой серии стал EO от GO Corp. в 1993-м (в этой компании работали Оми Кордестани, который потом стал первым исполнительным директором Google, и Билл Кэмпбелл – вице-президент Apple по маркетингу в 80-х).

В 1984 году Apple выпустила Newton – революционный девайс PDA, который, окончательно дал понять - планшеты никогда не будут продаваться. Это был период, когда Apple сменяла одного руководителя за другим, пока эта череда не довела компанию практически до банкротства. Прекращение производства Newton стало одним из первых действий вернувшегося в 1997 году Джобса. Все это сделало из планшетного компьютера вполне себе эдакого неудачника мира электроники.

К тому времени уже можно было спокойно приобрести ноутбук, а все остальные «мобильные» устройства были слишком компромиссны. Последнюю к тому времени попытку выпустить планшет сделала Microsoft в 2002. К 2009-му, тем не менее, оказалось, что единственным девайсом, который хотя бы внешне напоминал планшет, был Amazon Kindle – но чтение черно-белой литературы это все, чем он мог порадовать пользователя. И, казалось, только Стив Джобс видел, что пользователь уже давно хотел большего.

Видимо, всему, всё-таки, свое время. Когда Джобс решился на айпад, ему в спину уже дышал Google. Очень рискованный поступок – снова вкладываться в планшет. Но Джобс не просто сделал новый планшет, он ребрендил саму идею того, что это и зачем оно нужно потребителю. Он привлек сюда и переосмысление всех существующих устройств – ноутбука, телефона, плеера. На новом планшете Джобса можно было делать абсолютно все, что и на ноутбуке, при этом он был вчетверо легче ноутбука, а работал без подзарядки в три раза дольше смартфона.

Технически, использование айпада и айфона мало чем отличается друг от друга – тот же интерфейс, те же программы, тот же магазин приложений, тем не менее, разница в ощущениях для первых пользователей была огромной. Смартфон изначально спроектирован под управление одним-двумя пальцами и влезает в карман, а когда сенсорным становится экран размером с дисплей компьютера и нет никакого стилуса, то опыт соприкосновения воспринимается совершенно иначе.

Но даже айпаду понадобилось время

Конечно, если и суметь сделать планшет желанным устройством, то кому как не создателю Мака? Можно сказать, что он воплотил в жизнь идею персонального компьютера дважды. И тем не менее, первая реакция на айпад была очень неоднозначной. Не одну неделю критики ставили в укор новому девайсу отсутствие камеры, низкую мультизадачность – как айфон, только в четыре раза больше, и всё тут. Как сказал тогда Блл Гейтс, «в нем нет ничего такого, чтобы я увидел его и сказал – вот бы это сделала Microsoft!».

Но больше всего люди не понимали самого главного – зачем? Вопрос, на который Джобсу казалось, что он дал внятный ответ. Это тормозило продажи на протяжении первых пары месяцев.

Реакция публики объяснялась просто – никто прежде никогда не видел такого устройства, как iPad. Люди не чувствовали, что планшет им нужен – в отличие от ноутбука и смартфона, к потребности в которых они уже привыкли.

Даже те, кто участвовал в создании iPad, делали поначалу скептические высказывания. Вот что говорил главный инженер Apple Джереми Уайлд, который занимался разработкой программного обеспечения в iPad и iPhone: «Когда я первый раз увидел его, то подумал, что вся наша работа пошла на ветер. Эта штука выглядела нелепо». Уайлд работал в Apple со времен разработки Newton в 90-х, и когда ему показали iPad, все что он увидел – огромный iPhone, который не влезает в карман. «Я знал, что когда мы делаем устройства больше, это никому не нравится».

Пользователю никогда не захочется перестать пользоваться смартфоном, если у него появится айпад, но вот ноутбук, возможно, начнет пылиться – вот что считал Джобс. Ведь ноутбук большинству пользователей просто не нужен в повседневной жизни. И довольно быстро оказалось, что именно большой экран сделает iPad таким мощным и важным девайсом для миллионов пользователей.

Путешествие к центру «мобильной» вселенной

Как мы видим, тропы, которые привели к появлению революционного устройтва в виде iPad, вились гораздо медленнее, чем те, что привели к iPhone. Сначала самой сложной частью работы было создание мультитач-дисплея. Разработка всех остальных составляющих была задвинута на задний план, и когда вопрос управления был решен, стало понятно, что нужно дорабатывать эффективность аппаратной части. Планшету нужен был жесткий диск, который занимает в разы меньше места, чем в ноутбуке, но почти не уступает в работоспособности.

Стив Джобс занялся планшетом только после того, как в 2007-м выстрелил iPhone. Планшет за 600 долларов не смог бы появиться раньше этого времени – низко эффективные ARM-чипы не были способны обеспечивать работу устройству с таким большим экраном, а без всего того контента, который появился в App Store с развитием айфона, планшет был бы фактически бесполезен.

А вот к 2009 году технологическая почва была подготовлена: наконец появилась достаточная пропускная способность, мощные процессоры и емкие аккумуляторы для того, чтобы планшет смог оправдать себя как устройство. Мультитач уже завоевал популярность в iPhone, и идея использования сенсорного дисплея для работы с почтой и документами уже не казалась такой дикой. Компания Apple к этому времени уже реализовала такое количество смартфонов, чтобы снизить стоимость необходимых составляющих планшета.

Когда Джобс, перенеся операцию по пересадке печени летом 2009-го, вернулся в Apple, без ответа оставался вопрос о том, каким должен быть планшет. Должен ли это быть iPhone с большим размером экрана или главное – новые приложения? Изначально Джобс склонялся к первому варианту. Он не рассматривал планшет как устройство для серьезной работы с документами или презентациями, а, скорее, как альтернативу Amazon Kindle, который к тому времени существовал на рынке уже пару лет.

Джобс полагал, что люди читают все меньше и меньше, и те, для кого книги и газеты до сих пор актуальны, предпочтут традиционный печатный вид информации чтению с электронного устройства.

Одними из тех, кто заставил Джобса изменить эту точку зрения, были Эдди Кью, глава Apple iTunes, и Фил Шиллер, руководитель отделения глобального маркетинга. Шиллер помог сформировать представление о том, чего хочет потребитель. Если человек откроет документ или презентацию, он должен иметь возможность работать с ними. Кью, со своей стороны, заставил Джобса пересмотреть мнение об электронных книгах - Kindle набирал популярность гораздо быстрее, чем от него ожидали.

Во время заседания суда против компании Apple в июне 2013 года, Кью объяснил развитие электронных книг для iPad следующим образом: «Когда я впервые взял в руки iPad, то сразу понял, что у нас есть возможность сделать лучший ридер из всех когда-либо существовавших. Я объяснил Стиву, почему, и после нескольких обсуждений тот, наконец, согласился со мной».

Кью говорит, что именно Джобс придумал реализовать эффект перелистывания страниц в iBook, а также сделать предустановленной книгу про Винни-Пуха, так как она отлично демонстрирует все способности приложения – «мир электронных книг не видел такого прежде», - говорил Кью.

**

iPad появился на рынке в начале апреля 2010 года. За первую неделю было продано 450 тысяч устройств, в первый месяц – миллион и 19 миллионов - за первый год продаж. К 2011-му iPad превзошел по популярности DVD-плеер и стал самым быстро продаваемым в мире электронным девайсом всех времен.

За первый год существования стала очевидной конкуренция с Android, о которой давно беспокоился Джобс. Платформа Google набирала популярность семимильными шагами, но продажи iPhone не отставали. В 2011-м Apple сделала 33 миллиарда долларов, столько же сколько Google и Microsoft вместе взятые.

Отдельно стоит отметить, что к средине 2011 года iPad доказал, что является более революционным продуктом, чем iPhone и iPod. Последний, вместе с программой iTunes, коренным образом изменил способ получения и прослушивания музыки, а iPhone перевернул представление людей о способностях мобильного телефона. Но iPad нанес удар сразу по пяти слагаемым индустрии мобильных устройств. Он изменил способ покупки и чтения книг, газет, журналов, просмотра кино и телевидения. Доход по этим статьям в целом составил около 250 миллионов долларов - 2% от ВВП США.

Команда разработчиков платформы Android старалась не отставать от инновационных разработок Apple, но в 2011-м они не дотягивали почти по всем фронтам. Да, девайсов на Android реализовывалось больше, чем айпадов и айфонов вместе взятых, но рост платформы стал уже не единственным, а всего лишь одним из показателей успеха в борьбе Apple и Google. Считается, что iPhone и iPad остаются самыми совершенными девайсами, самыми легко управляемыми и интуитивно понятными, а сама платформа наиболее удобной для разработчиков. Хотя все эти характеристики до сих пор являются предметами не только потребительских споров, но и судебных разбирательств по всему миру.


Источник: Wired

Возврат к списку

<
© 2011-2023 Kompiki.ru